Статьи

Философия для детей

В процессе нормального интеллектуального развития каждого ребенка неизбежен момент, когда, создавая свой образ мира, он оказывается в «финальных вопросах». Каждого ребенка время от времени удивляют глубокие размышления и «блестящие вспышки ума».
К большому разочарованию многих родителей, рефлексивность и глубина восприятия, оригинальность и спонтанность мышления исчезают с наступлением позднего детства. Успешная «социализация» для многих детей, по-видимому, означает обучение традиционным способам мышления, видения и чувствования. Дети учатся быстро, слишком быстро - в том числе в области мышления, восприятия и чувств - чтобы соответствовать нормам.
Переживания, которые когда-то вызывали у ребенка изумление и потребность в исследовании, теперь затмеваются рутиной и подражанием, так что в результате ослабевает ощущение глубины реальности. Вещи становятся слишком обыденными, привычными и очевидными, а «оболочка привычек» становится все более непроницаемой.

1. Философия для всех

Иногда некоторые дети рано становятся конформистами в мышлении и чувствах, как быстро они теряют способность задавать разоблачающие вопросы и стыдятся думать самостоятельно.
Бывают и такие дети, которые, вероятно, были «очень умными», но не могли вкусить настоящих философских вопросов или всегда имели наготове какой-то общий ответ. Такие дети торжествуют, когда нужно решить головоломку или логическую задачу.
Даже если есть такие различия в спонтанном подходе к философии даже среди самых одаренных детей с острыми интересами. Можно ожидать, что среди детей со средними талантами эти различия будут как минимум такими же.
Сторонники философии для детей, однако, настоятельно подчеркивают, что уроки философии должны быть не только предложением для самых одаренных детей, а должны проводиться таким образом, чтобы охватить каждого ребенка, чтобы каждому было что предложить.
Занятия по философии не должны ограничиваться только самыми одаренными детьми. С другой стороны, именно такие дети испытывали наибольшую неудовлетворенную потребность в более глубоких размышлениях в школе над основными вопросами.

2. «Живая» философия в неоднородных группах

Дополнительные курсы для одаренных детей с обширными интересами в Берлине охватывают широкий спектр тем, от египтологии и астрономии до технологий и зоологии. У мальчиков они гораздо популярнее, чем у девочек. По-другому было на курсах, где пропорции между двумя полами были очень одинаковыми. Похоже, матери меньше поощряют девочек изучать науку и технологии, а философию считают «ближе к своей природе». Наверное, интересы юношей и девушек в этой сфере менее разнообразны. В любом случае необходимо увеличить количество курсов, посвященных философским темам, чтобы удовлетворить интеллектуальные потребности особенно одаренных девочек и поддержать развитие их личности.

На курсах были собраны не только дети разного пола, но и дети разного возраста, с разными интересами, способностями, мышлением и личностями. Эффект от такого разнообразия был довольно положительным, потому что благодаря этому разговоры были живыми, разнообразными по темам и аспектам обсуждаемых вопросов, что не так просто в однородных группах. Не нужно делать вывод о высоком IQ ребенка из того факта, что что курсы философии - это для него подходящий вид деятельности. И наоборот, исходя из того факта, что ребенок имеет явную тенденцию интеллектуально «впиваться» в сложные абстрактные проблемы, надо делать вывод, что ребенок очень умный.
Следовательно, где бы ни организовывались философские курсы для детей, все заинтересованные стороны должны иметь к ним доступ, а предлагаемые на них темы должны быть достаточно разнообразными, чтобы соответствовать различным способностям и интересам детей. Очевидно, что участие в занятиях должно быть добровольным,
Насколько по-разному может выглядеть интерес отдельных детей к одной теме, хорошо видно на примере «правды и лжи». Некоторых детей очень волновал вопрос, могут ли животные «лгать». Другие хотели узнать, могут ли быть в жизни ситуации, в которых человеку даже придется лгать. Третьи задавались вопросом, могут ли чувства «обмануть» их. Некоторых детей в первую очередь интересовали логические загадки о лжецах и правдивых людях.
Все дети, которые спонтанно интересуются и восхищаются философскими темами, должны иметь возможность заниматься с ними на соответствующем для себя уровне. Поскольку интересы детей со способностями выше среднего обычно более ясны и настойчивы, а сами дети чаще сталкиваются с философскими вопросами, чем их менее способные сверстники, в первом случае «потребность» в ответах на фундаментальные вопросы также выше. Поэтому при разработке программ поддержки развития одаренных детей всегда следует помнить о «философии для детей».
Отличный способ развивать в детях философские мысли, это читать стихи. Ведь между поэзией и философией есть загадочная близость, которая связывает образы и даже вещи, давая сознанию их увидеть.
Чтобы облегчить эту задачу детям и родителям рекомендую воспользоваться платформой «Учим стихи просто» https://stihi-prosto.ru/. Здесь ребенок не просто учит стихи быстро и эффективно, а научится понимать скрытый смысл в каждом стихотворении.
Подробнее о платформе можно узнать здесь https://www.youtube.com/watch?v=1fLxbnpqrlA&t=1s

Другие статьи:

ВСЕ СТАТЬИ

Философия для детей

В процессе нормального интеллектуального развития каждого ребенка неизбежен момент, когда, создавая свой образ мира, он оказывается в «финальных вопросах». Каждого ребенка время от времени удивляют глубокие размышления и «блестящие вспышки ума».
К большому разочарованию многих родителей, рефлексивность и глубина восприятия, оригинальность и спонтанность мышления исчезают с наступлением позднего детства. Успешная «социализация» для многих детей, по-видимому, означает обучение традиционным способам мышления, видения и чувствования. Дети учатся быстро, слишком быстро - в том числе в области мышления, восприятия и чувств - чтобы соответствовать нормам.
Переживания, которые когда-то вызывали у ребенка изумление и потребность в исследовании, теперь затмеваются рутиной и подражанием, так что в результате ослабевает ощущение глубины реальности. Вещи становятся слишком обыденными, привычными и очевидными, а «оболочка привычек» становится все более непроницаемой.

1. Философия для всех

Иногда некоторые дети рано становятся конформистами в мышлении и чувствах, как быстро они теряют способность задавать разоблачающие вопросы и стыдятся думать самостоятельно.
Бывают и такие дети, которые, вероятно, были «очень умными», но не могли вкусить настоящих философских вопросов или всегда имели наготове какой-то общий ответ. Такие дети торжествуют, когда нужно решить головоломку или логическую задачу.
Даже если есть такие различия в спонтанном подходе к философии даже среди самых одаренных детей с острыми интересами. Можно ожидать, что среди детей со средними талантами эти различия будут как минимум такими же.
Сторонники философии для детей, однако, настоятельно подчеркивают, что уроки философии должны быть не только предложением для самых одаренных детей, а должны проводиться таким образом, чтобы охватить каждого ребенка, чтобы каждому было что предложить.
Занятия по философии не должны ограничиваться только самыми одаренными детьми. С другой стороны, именно такие дети испытывали наибольшую неудовлетворенную потребность в более глубоких размышлениях в школе над основными вопросами.

2. «Живая» философия в неоднородных группах

Дополнительные курсы для одаренных детей с обширными интересами в Берлине охватывают широкий спектр тем, от египтологии и астрономии до технологий и зоологии. У мальчиков они гораздо популярнее, чем у девочек. По-другому было на курсах, где пропорции между двумя полами были очень одинаковыми. Похоже, матери меньше поощряют девочек изучать науку и технологии, а философию считают «ближе к своей природе». Наверное, интересы юношей и девушек в этой сфере менее разнообразны. В любом случае необходимо увеличить количество курсов, посвященных философским темам, чтобы удовлетворить интеллектуальные потребности особенно одаренных девочек и поддержать развитие их личности.

На курсах были собраны не только дети разного пола, но и дети разного возраста, с разными интересами, способностями, мышлением и личностями. Эффект от такого разнообразия был довольно положительным, потому что благодаря этому разговоры были живыми, разнообразными по темам и аспектам обсуждаемых вопросов, что не так просто в однородных группах. Не нужно делать вывод о высоком IQ ребенка из того факта, что что курсы философии - это для него подходящий вид деятельности. И наоборот, исходя из того факта, что ребенок имеет явную тенденцию интеллектуально «впиваться» в сложные абстрактные проблемы, надо делать вывод, что ребенок очень умный.
Следовательно, где бы ни организовывались философские курсы для детей, все заинтересованные стороны должны иметь к ним доступ, а предлагаемые на них темы должны быть достаточно разнообразными, чтобы соответствовать различным способностям и интересам детей. Очевидно, что участие в занятиях должно быть добровольным,
Насколько по-разному может выглядеть интерес отдельных детей к одной теме, хорошо видно на примере «правды и лжи». Некоторых детей очень волновал вопрос, могут ли животные «лгать». Другие хотели узнать, могут ли быть в жизни ситуации, в которых человеку даже придется лгать. Третьи задавались вопросом, могут ли чувства «обмануть» их. Некоторых детей в первую очередь интересовали логические загадки о лжецах и правдивых людях.
Все дети, которые спонтанно интересуются и восхищаются философскими темами, должны иметь возможность заниматься с ними на соответствующем для себя уровне. Поскольку интересы детей со способностями выше среднего обычно более ясны и настойчивы, а сами дети чаще сталкиваются с философскими вопросами, чем их менее способные сверстники, в первом случае «потребность» в ответах на фундаментальные вопросы также выше. Поэтому при разработке программ поддержки развития одаренных детей всегда следует помнить о «философии для детей».
Отличный способ развивать в детях философские мысли, это читать стихи. Ведь между поэзией и философией есть загадочная близость, которая связывает образы и даже вещи, давая сознанию их увидеть.
Чтобы облегчить эту задачу детям и родителям рекомендую воспользоваться платформой «Учим стихи просто» https://stihi-prosto.ru/. Здесь ребенок не просто учит стихи быстро и эффективно, а научится понимать скрытый смысл в каждом стихотворении.
Подробнее о платформе можно узнать здесь https://www.youtube.com/watch?v=1fLxbnpqrlA&t=1s

Другие статьи:

 Главная  Каталог  Интерактив  Профиль